• 9 октября 2014, четверг
  • Москва, Старосадский пер.,7/10 стр.10 (метро «Китай-город»)

«Орган и дудук. Пастораль»

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

3499 дней назад
9 октября 2014 c 20:00 до 21:30
Москва
Старосадский пер.,7/10 стр.10 (метро «Китай-город»)

Величественный исторический орган Зауэр зазвучит в дуэте с армянским дудуком, покоряя сердца слушателей. Лучшие российские музыканты в этом концерте исполнят уникальную программу, состоящую из пасторалей. А сюрприз вечера — пасторали графа Сен- Жермена, впервые в России исполненные в старинном соборе.

Дудук – фантастический инструмент, поющий для сердца, пробуждающий обертоны души. Но… дудук в дуэте с органом – особое событие в мире музыки. Два великих инструмента наконец-то встретились, чтобы спеть… пастораль. Жанр пасторали – знаковый в европейской культуре. Умиление пастухов, узревших младенца Иисуса – одно из светлейших чувств, когда-либо озарявших душу человека. Потому столь небесна пастораль, оттого столь возвышена неземная красота мелодии, рисующей эту картину. 

 

3ddbdcf2-7e4f-4eef-9001-8b2a0c67424e

 

Лауреаты международных конкурсов

Папин Шахбазян дудук       

Кристина Спекторова орган

Татьяна Веретенникова фортепиано

Ансамбль солистов "Ars Una"

         Никита Чайкин гитара

         Татьяна Лоншакова сопрано

         Ирина  Мазохина  меццо-сопрано

         Инна Малофеева фортепиано

 

В программе: И. С. Бах, А.Корелли, граф Сен- Жермен, С. Шаминад,

Ф. Пуленк, А.Шнитке

 

В концерте, впервые в России 

прозвучат Пасторали графа Сен-Жермена!

2123ec5f-b50c-43bb-9ecd-95b5b0663542

Век XVIII – блестящий, авантюрный, причудливый, завораживающий. Век интриг, страстей, игры, где ставкой могла стать не только драгоценное кольцо, но и жизнь. Век революций и дворцовых переворотов, век влиятельных фавориток и бесстрашных авантюристов, ставивших на карту все.

И одна из самых любопытных фигур эпохи – кавалер Сен-Жермен.

Он появился в Версале   в 1743 году  как несметно богатый, умный и изящный господин, приятной внешности, знающий светское обхождение, хорошо образованный. Одевался в элегантное черное, имел лишь одну слабость – к драгоценным камням, богато украшавшим его камзол, табакерку и туфли. Откуда взялся этот таинственный Набоб, никто не знал. Но позже пошел слух – и было немало свидетелей, рассказывающих, что граф мог «улучшать» бриллианты и превращать любой металл в золото. Именно эта слава несметного богача и человека благородного привела  к нему «Московскую Венеру», героиню пушкинской «Пиковой Дамы». Вместо денег граф раскрывает секрет трех карт, на котором основан сюжет повести. Александр Сергеевич взял за основу истинное происшествие – случай с княгиней Натальей Петровной Голицыной, произошедший  в 1769 году.

Граф де Сен-Жермен много путешествовал по Европе – и что удивляло людей, знавших его много лет назад – он не менялся!. На вид ему всегда, на протяжении почти всего столетия, было лет 45. А когда его спрашивали, как удается ему сохранять молодость – он с улыбкой отвечал, что дело в его умеренной и скромной жизни. И, правда, он постоянно бывал на светских обедах, но никто и никогда не видел, чтобы он ел! Но одной диетой феномен долгой молодости вряд ли можно объяснить.  Монсеньер был прекрасно осведомлен о целительных свойствах растений и минералов, лечил людей, а подруге Марии-Антуанетты, фрейлине мадам Жержи, презентовал эликсир, позволявший ей в течение 25 лет все время выглядеть не более, чем на 20!

547a97a4-7a53-40ba-8df1-83f71cfab01c

Сен-Жермен обладал удивительной памятью, говорил на двенадцати языках, в том числе русском,- настолько свободно, что где бы он ни был, его принимали за уроженца той страны; легко вел самые сложные дипломатические поручения, прекрасно рисовал  — его картины поражали необыкновенной живостью красок, изготовляемых ими собственноручно. Он одинаково прекрасно писал обеими руками одновременно – левой мог переписывать любовные стихи, а правой – деловое письмо.

Держался он с необычайной скромностью, часто помогал и беднякам и сильным мира сего. В воспоминаниях современников – единственное, чем монсеньер действительно гордился – было не слава, не огромное состояние или дружба с особами королевской крови, а его музыка.

Граф Сен-Жермен  прекрасно играл  на многих музыкальных инструментах, но больше всего любил скрипку. Столетие спустя о великом Паганини говорили, что «это  Сен-Жермен  в теле итальянского скелета».  Говорили, что граф может сыграть на рояле без нот не только любую песенку, но  и  самые сложные музыкальные сочинения, предназначенные для исполнения на нескольких инструментах.

Но Сен-Жермен был не только исполнителем, но и незаурядным композитором – особенное восхищение публики  вызывали его баркаролы и пасторали – нежный, артистический и изящный жанр – плод любви между манерным Рококо и Просвещением,  идеологи коего  идеализировали жизнь простых поселян.

Пасторали  — то есть песни пастушков и пастушек, —  особенно любили во Франции, где главной пастушкой в своем маленьком имении Трианон была Мария-Антуанетта, и в России. Кстати, от пасторалей великого философа и музыканта Сен-Жермена замирали даже змеи и пчелы – что уж говорить про людей!

В 1748 году в Лондоне были изданы стихи графа на итальянском языке и его же оперы «L’Inconstanza Delusa» — конечно, о прелестях сельского быта! Сочинения вызвали необычайный интерес, и, как бы сказали сейчас, « очень положительную прессу».

Музыкальные произведения Сен-Жермена были популярны и переиздавались. Но со временем вкусы изменились. И изящная метафоричность старых композиторов подзабылась – как пудреные парики, камзолы и фарфоровые фигурки пастушков и пастушек… Все это, как и изящная Пастораль, стало казаться старомодной диковинкой – вроде бабушкиного наряда из сундука  — достать, примерить, но не носить же каждый день!

Композиторы века XIX  вспоминали о пасторали – время от времени, но реставрация и возрождение интереса к этому мирному, идиллическому жанру пришлось на начало века двадцатого – Барток и Лядов, Шаминад и Пуленк и многие, многие другие сочиняли пасторали… Стоит ли этому удивляться? Наверное, нет. Особенно если вспомнить первую половину  века минувшего – безумие революций и мировых войн, жестокосердие и массовость культуры и производства, массовость во всем…

А тихая пастораль поет о вечных ценностях. О гармонии. О любви. О верности навсегда. Это – штучный товар, товар на все времена. Это неразменная монета, как драгоценные алмазы монсеньера Сен-Жермена.

 

Стоимость полного билета 1200р. Стоимость льготного билеты 600р (при предъявлении удостоверения дающего льготу (студенты, пенсионеры, многодетные, школьники)

 

Место проведения: Евангелическо-лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла

da81f1b1-3bce-4544-956f-4ad3a8663ae2

Регистрация